Система управления охраной труда (СУОТ)

Система управления охраной труда (СУОТ) является частью общей системы управления (менеджмента) организации. Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации, выражено как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности труда, признано правительством, работодателями и работниками.
Кто имеет право разрабатывать СУОТ?
Для работодателя иметь работоспособную управленческую систему безопасности это обязанность, установленная статьями 214 и 217 ТК.
Законом работодателю не запрещено обращаться за услугой в экспертные компании, оказывающие услуги в области охраны труда. Их отличительной чертой является аккредитация, дающая разрешение на производство услуг в области охраны труда. Как правило, разработкой СУОТ привлечённые эксперты занимаются при проведении аутсорсинга, но могут и в виде отдельной услуги.
Штрафы за отсутствие программы
Отсутствие Положения о СУОТ равно отсутствию самой системы. Это означает, что работодателю грозит административная ответственность. Она обусловлена ст.5.27.1 КоАП РФ.
По части 1 работодателю может грозить предупреждение или штраф в следующих размерах:
- для ответственных работников и ИП 2 тыс. — 5 тыс. руб.;
для юрлиц 50 тыс. — 80 тыс. руб.
По части 5 работодателя могут привлечь за повторное нарушение и санкции будут гораздо жестче:
- для ответственных штраф лицам 30 тыс. – 40 тыс. руб., или дисквалификация на 1–3 года;
- для ИП штраф в тех же размерах. или прекращение работы до девяноста дней;
- для юрлица штраф 100 тыс. – 200 тыс. руб. или остановка работы компании на тот же срок.
Задачи СУОТ
- Гарантия безопасной эксплуатации производственного оборудования, технологических процессов, зданий и сооружений;
- Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
- Выбор оптимального режима труда и отдыха и лечебно- профилактического обслуживания персонала;
- Информирование о безопасности труда;
- Улучшение условий труда работников;
- Профессиональный отбор;
- Обучение и инструктаж работников по охране труда.
Этапы создания СУОТ
- предварительный анализ состояния охраны труда и изучение нормативной правовой базы;
- планирование политики и мероприятий по организации и функционированию СУОТ;
- разработка и применение СУОТ;
- контроль функционирования СУОТ;
- анализ функционирования СУОТ.
Как организовать систему?
- Она начинается с создания одного из основных локальных документов — Положения о СУОТ. Юридическим фундаментом для его разработки является приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда».
Положение должно иметь четкую структуру:
- политика;
- цели;
- обеспечение функционирования (распределение обязанностей);
- процедуры, в том числе планирование мероприятий, их выполнение, управление документами информирование работников и др.;
- основные процессы, включая СОУТ, оценку профрисков, медосмотры, обучение, выдача СИЗ и т.д.
- формат контроля;
- методы усовершенствования.
Что дает СУОТ предприятию?
- Разработка СУОТ, несмотря на свою сложность и системность приносит работодателю только одни плюсы. Её существование отражается на деятельности предприятия только положительным образом.
Главная роль СУОТ — эффективное управление всеми процессами создания безопасных рабочих мест. В нее входит улучшение санитарно-бытовых условий, снижение вероятности получения травм и профессиональных болезней.
В основе структуры управления лежит анализ состояния охраны труда. Он дает возможность работодателю систематизировать и обобщать риски и проблемы. Благодаря этому, он будет принимать соответствующие управленческие решения, что приведет к росту эффективности производства, снижению компенсационных затрат и укреплению корпоративного имиджа.
- Обратитесь к нашему менеджеру для подробной информации или оставьте Ваш номер.
Тел: +7 (391) 219 - 9000